МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №320», +7 (846) 332-32-50, 443010, г.Самара, ул.Куйбышева,137
+7 (846) 332-32-50, 443010, г.Самара, ул.Куйбышева,137

Страничка педагога-психолога

  1. Годовой отчёт педагога-психолога Белоусовой Ю.С. за период сентябрь 2013 - май 2014 года

Годовой отчёт педагога-психолога

Консультации для родителей «Что мешает нашим детям быть самостоятельным»

Что мешает нашим детям быть самостоятельными?

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. Обычно самостоятельность понимают примерно так: "это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью"; "это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия"; и тому подобное.

Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. К ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: "это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых".

Специалисты определяют самостоятельность таким образом

  • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого
  • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности
  • умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат)
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности
  • умение переносить известные способы действий в новые условия

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.

Этапы становления

Прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1-2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: "Я сам!". В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.

К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

Как видим, предпосылки развития самостоятельности складываются в раннем возрасте, однако лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системность и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения.

Уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердится.

Подавлять эти порывы детей ни а коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.

Первый из них – негативизм, т.е. не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление всё делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.

Затем -упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Упрямый ребёнок настаивает на своём просто потому, что он этого потребовал.

Кроме того, наблюдается строптивость. Ребёнок начинает отрицать всё, что он делал раньше. Его протест безличен и, в отличие от негативизма, направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни.

И наконец, своеволие. Ребёнок всё хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что ещё мало умеет. Также в поведении ребёнка могут наблюдаться и такие явления, как бунт против окружающих и обесценивание личности взрослого. Бунтующий ребёнок будто находится в состоянии жестокого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведёт себя очень агрессивно.

При обесценивании личности взрослых ребёнок может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг может изменить отношение к своим игрушкам – замахиваться на них, будто они живые, отказаться играть с ними. Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

Дети очень активны и с огромным удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребёнок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми. Конечно, ребёнок не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь.

Прежде всего нужно, создать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения игрушек и т.д. Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.

Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приёма пищи.

Роль матери в развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценного прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психологического личностного развития в тот период позволяет ребёнку в кротчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идет по тому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находится взрослый. Ценности, к которым стремится человек, в значительной мере определяются группой, где он учился общению, где сформировалась его личность, где он вырабатывал свои воззрения, и по нормам которой в дальнейшем оценивает свою деятельность. Первой и наиболее значимой такой группой для человека является семья [6, стр.7]

Именно в семье при взаимодействии с родственниками ребенок впервые овладевает разными формами общения, и это свидетельствует об успешной адаптации в широкой социальной сфере в дальнейшем.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями деятельности и включающий в себя объём информаций, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.[5, стр.213.]

Правильное взаимоотношение между детьми и взрослыми - важнейший фактор развития ребёнка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным поступкам. Современные психологические знания свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребёнка. (В.И. Гарбузов, А.И Захаров, М.И. Лисина, М.И. Буянов, Д.Б. Эльконин, В. Леви, Г.Т. Хоментауска). В общем, признано, что для полноценного развития ребёнка необходимо, чтобы он был окружён заботой, вниманием, лаской, чтобы на него – ещё мало дифференцированные органы чувств действовало соответствующее количество нужных организму раздражителей, чтобы по мере усложнения детской психике усложнялся и нарастал объём информаций. [1 ,стр.16]

Однако опыт педагогов, психологов показывает, что - к сожалению, встречаются такие родители, которые по разным причинам не дают ребёнку нужного количества эмоциональной информации или на оборот через мерно ласкают ребёнка, помещают его в «оранжерейные» условия, лишают малышей самостоятельности, превращают сына или дочь в инфантильное существо.

В семье родители для ребёнка должны являться источником эмоционального тепла и поддержки, разумными распорядителями, образцами для подражания, друзьями и советчиками. Это зависит от многих факторов: от отношения родителей к ребёнку, от их представлений о ребёнке, от характера обращения с ним. В зависимости от отношения и от их представлений о ребёнке родители выбирают способ воздействия на него – поощрение, наказание, контроль и другие.

Существуют исследования, посвящённые взаимоотношениям не родителей как целого и ребёнка, а отношениям матери и ребёнка. Мать по своей природе теснее связана с ребёнком (ещё в утробе), чем другие, в первую очередь она является источником удовлетворения главных биологических и социальных потребностей ребёнка. Дошкольник чаще всего общается именно с матерью.

Доказано, чем больше девочка принимает мать, тем она более послушна. Если мальчик принимает мать, то у него развито чувство собственного достоинства и ответственности. Материнский инстинкт врождён, а чувство отцовства зарождается после рождения ребёнка с первыми робкими прикосновениями к нему. Мать формирует облик – мужа – отца. Благодаря природным данным женщина более эмоциональна и чувствительна, более способна к эмпатии, к самораскрытию. И первым взрослым, с которым ребёнок вступает в общение, является именно мать.

Именно её взаимоотношения с ребёнком влияют на развитие самостоятельности, как важнейшего качества личности. Эти взаимоотношения матери и ребёнка изменяются по мере взросления дошкольника. Представляется важным учёт возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей со стороны матери.

«Генетическая программа развития ребёнка от рождения до зрелости обеспечивает гармоническое, в свои сроки развитие психических и физических функций, и не следует торопить или тормозить предусмотренное природой» [2 ,стр.3]. Ребёнок рождается с инстинктом свободы. Патологическое развитие инстинкта свободы порождает людей «перекати поле», преступающих законы, эгоистов и гордецов. Но подавление этого инстинкта - катастрофа для формирующей личности. К сожалению, испытывая страх «перед мужской судьбой» матери зачастую как раз подавляют свободу у мальчиков, и, надеясь на природную рассудочность девочек, дают им свободу, способствуют тем самым развитию с «перехлёстом» инстинкта свободы у дочерей.

Ребёнок с минуты рождения стремится к автономии, он способен делать то, что за него не сможет сделать мать (криком и плачем зовёт на помощь, чихает, чтоб очистить нос, обезопасить себя от неприемлемой пищи и т. д.). Всё остальное в руках матери. И целью воспитания, должно быть – подготовить ребёнка к самостоятельности – к жизни не в матери, а рядом с ней, затем без неё. Развитие активной позиции у ребёнка в современном обществе.

Особенности самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста и стиля воспитания

Самостоятельность в раннем возрасте может иметь непривычную на первый взгляд характеристику. Один из первых и главных её признаков – безудержная инициативность в намерениях, т.е. возникновение способности самостоятельно планировать свои действия. Эта черта возникает первой в процессе становления детской самостоятельности и носит характер устойчивой тенденции, постепенно распространяющейся на всё большее число предметных действий малыша.

Инициатива ребёнка во многом опережает его возможности её реализовать, т.к. его действия могут не иметь необходимого навыка и могут быть просто опасны. В этот момент мать должна осуществлять корректную поддержку без акцента на беспомощность, без унижения достоинства. Если поддержка незаметна и своевременна, то в структуре личности закрепляется первый элемент самостоятельности – потребность в целесообразных, нормативных действиях, имеющих на выходе практический результат, обладающий общественной значимостью, культурным смыслом. Одновременно правильное взаимоотношение матери с ребёнком постепенно формирует настойчивое желание получить не любой, а именно задуманный результат – второй элемент самостоятельности.

С 2,5 лет ребёнок оказывается способным к поиску и открытию разнообразных способов исполнения практических задач, иногда и довольно сложных. Он учится мысленно и на практике перебирать решения конкретных практических заданий, исходящих от матери; умеет отказываться от действий, которые не достигают цели и заменять их другими.

Мать должна быть очень внимательной к действиям ребёнка, оказывать минимальную помощь, щадящую самолюбие ребёнка, сохраняющую впечатление её незначимости по сравнению с собственными усилиями. На 3 г. жизни малыш осознаёт своё место среди других, постигает, кто он и кто есть другие. Только через осознание границ возможности своего «Я» придёт к адекватной самооценки – это третий признак проявления самостоятельности. У детей, начиная с трёх летнего возраста, отчётливо проявляется стремление к самостоятельности. Правда и раньше прослеживалась эта тенденция самостоятельности, но она для самого ребёнка носила ещё неосознанный характер и не так резко бросалась в глаза взрослым, как теперь, что закономерно для развивающего детского организма и психики.

С ростом уровня умелости растёт желание быть независимым от матери. Трёхлетний заявляет «Я сам» и пусть сделает сам, если не сможет – обратится за помощью. Мать должна понимать, что с каждым разом объём самостоятельных действий ребёнка должен увеличиваться, а помощь взрослого сокращаться. Самостоятельность – это ключ к внутренней свободе, к свободе выбора действий, поступков, суждений. В ней истоки ответственности, уверенности в собственные силы, истоки творчества, чувства собственного достоинства.

Последовательные шаги реализации этого жизненно важного стремления таковы

  • физическая независимость – отделение ребёнка от организма матери
  • физиологическая независимость – появление способности самостоятельно удовлетворять свои органические потребности
  • психологическая независимость – свобода, понимаемая как способность человека думать и поступать вполне самостоятельно внутренне принятым принципам собственной автономной морали

Воспитывать самостоятельность в ребёнке младшего дошкольного возраста - это значит своевременная и строго дозированная помощь матери. И без правильного отношения к нему не может быть полноценного развития личности. Л. Ковар считает идеальной для ребёнка среду, когда все его непосредственные проявления оцениваются как значимые и приемлемые для взрослого, когда родители развивают у него личностную автономию и чувство защищённости [4 ,стр.24 – 26].

Работа Е. Т. Соколовой посвящена проблемам стилей отношений «мать – ребёнок». Рассматриваются 2 варианта

  1. Доминирующая мать – она отклоняет предложения ребёнка, а ребёнок поддерживает предложения матери, демонстрируя покорность.
  2. Доминирующий ребёнок – мать соглашается с ребёнком, чтобы обосновать его слабость и тревогу за него или чтобы принять позицию «жертва». При таких взаимоотношениях матери и ребёнка развитие самостоятельности затруднено или вообще становится не возможным.

Рассмотрим классификацию Е.Г. Эйдемиллера, семейного психотерапевта

  • степень гиперпротекции
  • удовлетворённость потребностей
  • требования, предъявляемые к ребёнку
  • санкции, накладываемые на него
  • воспитательная неуверенность родителей.
  1. Потворствующая гиперпротекция - «кумир семьи». Родители стремятся освободить ребёнка от малейших трудностей И потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне претензий, стремление к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.
  2. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обострённом внимание и заботе к ребёнку, в чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребёнка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит к реакции эмансипации; либо без инициативности, неумению постоять за себя.
  3. Эмоциональное отвержение «обуза семьи» Ребёнком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребёнку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребёнка.
  4. Повышенная моральная ответственность. От ребёнка требуют честности, порядочности, чувства долга несоответственно его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие семьи. Родители надеются на особое будущее своего ребёнка, а ребёнок боится их разочаровывать
  5. Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребёнок остаётся без надзора. При гипопртекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребёнка. Не включаемость ребёнка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворённости потребности и любви и привязанности.
  6. Помимо этого выделяются также следующие отношения в стиле родительского воспитания

    • предпочтение женских, либо мужских качеств у ребёнка
    • предпочтение детских качеств
    • расширение сферы родительских чувств
    • страх потери ребёнка
    • неразвитость родительских чувств
    • проекция собственных качеств к ребёнку
    • внесение конфликтов между супругами в сферу воспитания

    Выводы

    1. Исследователи данной проблемы считают, что самостоятельность есть постоянно развивающееся качество, изменяющееся в процессе воспитания.
    2. Становление и развитие самостоятельности детей происходит в активной деятельности.
    3. Деятельность, которая типична для дошкольного возраста, т.е. игра, рисование, конструирование и т.д., не возникает и не сформируется в полном объёме, если ребёнок не имеет опыта самостоятельных действий – от замысла через исполнение к оценке своего труда и самого себя и если не имеет возможности реализовать свой творческий потенциал.
    4. Становление самостоятельности и предметной деятельности – своевременное и полноценное – обеспечивает успешное психическое развитие ребёнка.
    5. Роль взрослого является определяющей в процессе развития детской самостоятельности. Мать по своей природе теснее « связана» с ребёнком – наиболее значимый фактор психологического и личностного развития младшего дошкольника.

    Библиография

    1. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра; Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение,1988.- 207 с.
    2. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. М.1967.
    3. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. Г- 20 Размышление врача о развитии и воспитании ребёнка. – Л: Интерн полиграф, 1991- 188с.
    4. Дружинин В.Н. Психология семьи – М.: “КСП”, 1996, 160с.
    5. Краткий психологический словарь/ состав. Л.А. Карпенко; Под общ. Редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М: Политиздат, 1985 – 431с.
    6. Ковалёв С.В. Психология семейных отношений.- М.Педагогика,1987.
    7. Развитие у детей самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. Сборник научных трудов РГПУ им. Герцена. – СПб: из-во Акциндент.1996.

    Наши рекомендации

    Ранний возраст

    1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.
    2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.
    3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: "Я сам!". Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: "Не мешай!", "Отойди", "Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю" и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

    Дошкольный возраст

    1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.
    2. Главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.
    3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
    4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.
    5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является гиперопека ребенка.

Культура семейных праздников

Печать E-mail